ComNews.ru,
12 февраля 2009 г.
ГПКС стрельнуло дуплетом 584 просмотра
Вчера российская спутниковая группировка «Экспресс» пополнилась сразу двумя новыми космическими аппаратами - «Экспресс-АМ44» и «Экспресс-МД1». После успешного запуска двух спутников и вывода их на целевую орбиту оператор этой группировки - ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) - взял спутники на контроль и начал осуществлять управление ими через свои наземные технические средства. Теперь ГПКС располагает тринадцатью спутниками, а в течение 2009 г. рассчитывает объявить конкурсы еще на 6 космических аппаратов (два из которых пойдут на замену действующих).
Запуск был осуществлен с космодрома Байконур 11 февраля 2009 г. в 3:03 по московскому времени. Для вывода спутников на орбиту была использована ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» (оба - производства московского ГКНПЦ им. Хруничева). Работа ракеты-носителя продолжалась менее 10 минут, за которые было преодолено самое сильное притяжение Земли. После того, как все три ступени «Протона-М» отделились, в работу вступил разгонный блок «Бриз-М», поднимавший спутники на целевую орбиту в течение девяти часов.
Начальник Управления навигации, связи и наземных комплексов управления Роскосмоса Анатолий Шилов отметил уникальность проведенного пуска. Прежде всего, никогда прежде «Протон-М» не выводил на орбиту спутники столь значительной массы - суммарный вес «Экспресса-АМ44» и «Экспресса-МД1» составляет 3700 кг, тогда как до сих пор максимальная выведенная масса составляла 2800 кг. (Это, в частности, потребовало двух дополнительных часов работы разгонного блока - 9 вместо традиционных семи.) Еще одно новшество, никогда прежде не применявшееся в России, - совместный запуск двух космических аппаратов (легкого и среднего). «Впервые была применена и новая система крепления спутников при запуске - один на другом, под обтекателем», - добавил Анатолий Шилов. Система разведения спутников, отделившая с интервалом в 15 минут выведенные на орбиту космические аппараты от разгонного блока, также была применена и опробована в первый раз.
Предыдущий запуск «Экспрессов» состоялся год назад - в конце января 2008 г. с того же Байконура стартовал спутник «Экспресс-АМ33» (см. новость ComNews от 29 января 2008 г.). Николай Тестоедов, гендиректор и главный конструктор ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика Решетнева» (ИСС), которое совместно с фирмой Thales Alenia Space (TAS) отвечало за поставку и аппарата АМ33, и АМ44, сообщил репортеру ComNews, что «Экспресс-АМ44» продолжает серию спутников SESAT, «Экспресс-АМ1», АМ3 и АМ33 (все они принадлежат ГПКС).
Новшества были применены в космическом аппарате «Экспресс-МД1»: это первый малый спутник связи и вещания, появившийся на вооружении ГПКС. Его производством занимался ГКНПЦ им. Хруничева, взяв за основу ту же платформу, что и для казахстанского спутника KazSat-1, который осенью 2008 г. был потерян. Генеральный директор ГПКС Алексей Остапчук отметил, что ГКПНЦ им. Хруничева внес много доработок в платформу малого космического аппарата. «МД1 - это уже не KazSat, а совершенно другой аппарат, с иными ПО и полезной нагрузкой», - подчеркивает Алексей Остапчук. Полезную нагрузку для «Экспресс-МД1» также поставляла франко-итальянская фирма TAS, в лице подразделении в Италии (тогда как поставку для АМ44 вело ее французское подразделение).
Оба новых космических аппарата созданы в рамках Программы обновления российской государственной спутниковой орбитальной группировки гражданского назначения и Федеральной космической программы РФ на период 2006-2015 гг. Первый спутник, созданный по этой Программе - «Экспресс-АМ33».
Согласно планам ГПКС, «Экспресс-АМ44» будет размещен в орбитальной позиции 11 град. западной долготы (и охватит Европейскую часть России, Европу, Северную Африку, Центральную и частично Южную Америку). «Экспресс-МД1» оператор установит в орбитальной позиции 80 град. восточной долготы, и в его зону охвата попадет вся Россия от Урала и восточнее, а также страны Центральной Азии. В точке 80 град. в.д. уже стоит аппарат «Экспресс-АМ2», но неполадки на нем заставили ГПКС создавать в данной позиции альтернативные спутники. Алексей Остапчук сообщил репортеру ComNews, что новые спутники будут переведены в заданные точки и введены в коммерческую эксплуатацию через 1,5 месяца (т.е. к концу марта).
Кредит на производство новых спутников ГПКС получило в Сбербанке, который и прежде кредитовал создание космических аппаратов для этого предприятия. Глава подразделения телекоммуникационных и IT-проектов Сберегательного банка РФ Евгений Быстрых напомнил, что Сбербанк получил право кредитовать «Экспресс-АМ44» и «Экспресс-МД1», выиграв конкурс ГПКС (победитель предложил рублевый кредит сроком на 10 лет). По данным ComNews, часть стоимости двух новых спутников «Космической связи» компенсировало государство.
Вице-президент ОСАО «Ингосстрах» Александр Подчуфаров проинформировал ComNews, что запуск и первый год эксплуатации на орбите АМ44 и МД1 застрахован двумя компаниями: «Ингосстрах» (70% суммы) и «Согаз» (30%). При расчете страховой премии «Ингосстрах» исходил из стоимости спутника «Экспресс-АМ44» на уровне 1,8 млрд рублей, а «Экспресс-МД1» - 1,1 млрд рублей. Таким образом, общая стоимость двух новых спутников составляет около 2,9 млрд рублей, а страховая премия по ним достигает 500 млн рублей. «По прошествии одного года с момента начала эксплуатации новых спутников мы присоединим их к орбитальной группировке ГПКС, которая также застрахована. Конечно, страховая премия по мере увеличения группировки тоже постепенно растет», - рассказал Александр Подчуфаров. Для оценки суммарных затрат на производство и вывод в космос двух спутников необходимо учитывать затраты на пуск. Николай Тестоедов оценивает эти затраты в $100 млн (в данном случае, пуск оплатил федеральный бюджет, т.к. выведенные спутники прописаны в Федеральной космической программе). Иными словами, полная стоимость производства и запуска «Экспрессов» АМ44 и МД1 превышает $200 млн.
По данным ГПКС, «Экспресс-АМ44» предназначен для предоставления услуг цифрового телерадиовещания, доступа к сети Интернет, передачи данных, видеоконференцсвязи, создания мультисервисных сетей VSAT, а также подвижной президентской и правительственной связи. Общая пропускная способность спутника «Экспресс-АМ44» составляет 1265 МГц (в том числе 10 транспондеров C- диапазона с полосой 40 МГц, 16 транспондеров Ku-диапазона с полосой 54 МГц и 1 транспондер L-диапазона с полосой 1 МГц). Все антенны аппарата АМ44 в Ku- и С-диапазонах имеют только перенацеливаемые антенны. Расчетный срок службы «Экспресса-АМ44» - 12 лет.
На «Экспресс-МД1» возлагается решение задач подвижной президентской и правительственной связи, предоставление услуг цифрового телерадиовещания, доступа к сети Интернет, передачи данных и видеоконференцсвязи. Общая пропускная способность спутника «Экспресс-МД1» составляет 321 МГц (в том числе 8 транспондеров С- диапазона с полосой 40 МГц и 1 транспондер L-диапазона с полосой 1 МГц). Расчетный срок службы «Экспресса-МД1» - 10 лет.
Замминистра связи и массовых коммуникаций Дмитрий Северов, присутствовавший на запуске, рассказал репортеру ComNews, что в программе перевода российского телевидения на цифровые стандарты предполагается задействовать новейшие спутники, которые пока только запланированы. Первый из них - «Экспресс-АМ4», - который уже находится в производстве (его делает консорциум EADS Astrium и ГКНПЦ им. Хруничева), будет резервным аппаратом для этих целей, а основными спутниками для распространения программ цифрового ТВ должны стать «Экспресс-АМ5», АМ6, АМ7 и АМ8. Эти спутники не станут исключительно телевизионными: первый заместитель гендиректора ГПКС Юрий Прохоров напоминает, что всемирный тренд - создание универсальных космических аппаратов, и новые спутники, наряду в задачами ТВ-вещания, будут обеспечивать каналами наземные VSAT-сети, а также поддерживать президентскую и правительственную связь. Алексей Остапчук дополнил, что для строительства спутников АМ5 и АМ6 ГПКС планирует задействовать средства федерального бюджета, так как ФЦП по развитию цифрового телевидения является государственной. Что касается аппаратов АМ7 и АМ8, ГПКС готово найти финансирование под них из внебюджетных источников.
ГПКС должно было назвать победителя ранее объявлено тендера на «Экспрессы» АМ5 и АМ6 в ноябре 2008 г., но после вмешательства Минкомсвязи в конце 2008 г. этот конкурс был приостановлен. Причина приостановки, которую назвал Дмитрий Северов репортеру ComNews, - отсутствие полной ясности в вопросах финансирования. «Нельзя было объявлять конкурс до того, как определены все источники средств, - сказал Дмитрий Северов. - Конкурсы на «Экспрессы» АМ5 и АМ6 будут снова объявлены ближайшее время - сразу после того, как разрешится вопрос с их финансированием». Николай Тестоедов из ИСС называет решение о переносе конкурса на спутники АМ5 и АМ6 неправильным: «Мы отрицательно относимся к затягиванию сроков конкурса. Если вспомнить, что производство тяжелых спутников класса АМ5 занимает около двух лет, то мы ввергаем себя в большое отставание».
Алексей Остапчук указывает, что на спутники АМ5 и АМ6 необходимо затратить около 13 млрд рублей. «Спутниковая связь и в мире, и в России - очень рентабельный бизнес, поэтому с привлечением финансирования проблем не будет, - говорит глава ГПКС. - К тому же зарубежные производители предлагают построить космические аппараты с привлечением западного финансирования. Алексей Остапчук добавил, что надеется на возобновления конкурса на производства «Экспрессов» АМ5 и АМ6 в феврале-марте 2009 г. «В этом случае уже к лету мы сможем объявить тендер на аппараты АМ7 и АМ8», - резюмирует Алексей Остачук.
ГПКС считает важным провести в течение 2009 г. конкурсы на производство еще шести новых спутников: «Экспрессов» АМ5 - АМ8, а также двух аппаратов непосредственного ТВ-вещания с рабочим названием «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2». Они должны прийти на смену спутникам W4 и «Бонум-1», которые близки к выработке ресурса.
Леонид КОНИК
Вся пресса за 12 февраля 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Конкурсы, Космическое страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 ноября 2024 г.
|
|
Авторадио, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
|
Life, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
|
Российская газета онлайн, 27 ноября 2024 г.
Совфед одобрил закон о распространении действия полиса ОСАГО на Беларусь
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 27 ноября 2024 г.
Количество оказанных по ОМС услуг не может уменьшаться постфактум — ВС
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 27 ноября 2024 г.
Каждый четвертый краснодарец становился жертвой мошенников
|
|
СенатИнформ, 27 ноября 2024 г.
В СФ рассказали об увеличении субвенций регионам из ФОМС
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
Суд признал банкротом бывшего бенефициара СК «Южуралжасо» Бурякова
|
|
ГТРК Липецк, 27 ноября 2024 г.
Практика страхования виноградарских хозяйств
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 27 ноября 2024 г.
Свыше 58% жителей Петербурга когда-либо сталкивались с телефонными мошенниками
|
|
Business FM Челябинск, 27 ноября 2024 г.
Четверть челябинцев становились жертвами телефонных мошенников
|
|
Брянские новости, 27 ноября 2024 г.
В 2025 году брянцы смогут ездить в Белоруссии по российскому полису ОСАГО
|
|
Газета.Ru, 27 ноября 2024 г.
Звезду «Мастера и Маргариты» засудила страховая компания
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
СФ одобрил создание единой системы «автогражданки» Союзного государства
|
|
Парламентская газета, 27 ноября 2024 г.
Депутат Аксаков: Для ремонта машин б/у запчастями нужно исключить риски
|
|
ТАСС, 27 ноября 2024 г.
СФ одобрил закон о распространении действия полиса ОСАГО на Белоруссию
|
|
Финмаркет, 27 ноября 2024 г.
Госдума в 1-м чтении приняла законопроект о повышении штрафов для водителей за повторную езду без полиса ОСАГО
|
|
Парламентская газета, 27 ноября 2024 г.
Сенаторы рассмотрят закон об общих полисах ОСАГО России и Белоруссии
|
 Остальные материалы за 27 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|